Общие, но очень важные рекомендации перед ЦЭ и ЦТ.

Рекомендации по отдельным предметам здесь.

Каким бы ни оказался ваш результат на централизованном тестировании, - это будет в первую очередь ваша заслуга или ваш провал! Конечно, всегда можно найти себе оправдание, что вам не повезло с учи-телями, репетиторами, родителями и так далее. Возможно, так оно и есть. Но постарайтесь быть честным с самим собой – главное зависело от вас. И именно от вас зависит, как вы настроитесь на экзамен – результат будет зависеть не только от подготовки, но и от физического и психологического состояния во время экзамена.

Голова во время экзамена должна быть ясной.
Поэтому вы должны:

  • высыпаться на протяжении нескольких недель перед тестированием;
  • гулять на свежем воздухе;
  • поменьше сидеть у телевизора и компьютера;
  • во время занятий делать непродолжительные перерывы, посвятив их заботе о своём теле и духе: сде-лайте лёгкий массаж головы, выполните несложные физические упражнения;
  • грамотно питайтесь: 20% калорий, поступивших в организм, «съедает» работа вашего мозга, его на голодном пайке в этот ответственный период держать нельзя;
  • не заниматься учёбой «круглосуточно».

Алкоголь на выпускном во время празднования «последнего звонка» исключите полностью! После среднего опьянения мозг восстанавливается 4 - 5 дней, после хорошей пьянки - неделю, поэтому «вспышки разума» на тестировании будут маловероятны, а у вас через 2 дня сложнейший экзамен, на подготовку к которому потрачено столько времени, сил, нервов и денег! В лучшем случае вы решите стандартные задачи, если, конечно, удастся вспомнить формулы и методы решения.

По этой же причине ограничьте время загула, отмечая окончание учёбы в школе. Не стоит менять биологический ритм жизни. На его восстановление также уйдёт несколько дней. Поэтому «отбой» не позже 23-00! Разрешите себе заслуженный праздник после всех экзаменов, но не во время них!

Где лучше всего сдавать ЦТ?

Этот вопрос абитуриенты задают очень часто. Сразу скажем, что различия в организации экзаменов в разных пунктах сдачи ЦТ есть, но они несущественные. К тому же, нельзя быть уверенным, что в эту вступительную кампанию эти различия будут такими же, как и в прошлом году. Поэтому советуем: выбирайте место так, чтобы вам было максимально удобно и быстро до него добираться. Тем не менее, несколько слов о различиях. Некоторые абитуриенты хотят оказаться в аудитории, где дисциплина слабее, а организаторы экзаменов не очень внимательны к нарушителям и не делают им замечания. Казалось бы, именно там и надо сдавать экзамен – легче будет списать или попросить подсказку. Но такое рассуждение является неправильным. Во-первых, никто не гарантирует, что именно в вашей аудитории можно будет списывать и подсказывать. Именно вам могут попасться принципиальные преподаватели, которые сразу же выгонят вас. Во-вторых, если абитуриенты переговариваются и в аудитории шумно, то вам будет сложно сосредоточиться. Кроме этого, вас могут отвлечь просьбой о подсказке, а потом ещё и удалить за эту подсказку.
Вывод: дисциплина в аудитории не «минус», а «плюс» для подготовленного к ЦЭ/ЦТ абитуриента.

О тестировании.

Будьте готовы к тому, что само тестирование начнётся не раньше, чем через 20 - 40 минут после прекращения доступа в аудиторию, так как в ней всегда будут абитуриенты, которым несколько раз придётся объяснять, как оформляется и заполняется бланк. Как правило, эти «тугодумы» не проходили репетиционные тесты (такие бывают, не удивляйтесь), поэтому многие организационные нюансы им непонятны. Не психуйте и не нервничайте. Можете полчасика «поспать» на парте. Кстати, не вздумайте опоздать по этой причине! Вход в аудитории (не в здание, а именно в аудитории!) прекращается в обозначенное время и никакие уговоры вам не помогут. Войдя в аудиторию, проверьте пригодность вашего места для длительного экзамена, на подготовку к которому вы потратили столько сил и времени, а родители – средств. Вам должно быть удобно сидеть, если нет – позовите преподавателей и попросите их помочь.

До начала тестирования сходите в туалет. Во-первых, поход в туалет во время тестирования приведёт к потере времени. Во-вторых, вы будете знать, где он находится, и не потратите много времени на поиски в случае необходимости. В-третьих, мозг не будет отвлекаться на физиологические потребности, что тоже важно.

До начала тестирования вы проведете в аудитории довольно продолжительное время. Успокойтесь, закройте глаза и расскажите себе то единственное стихотворение, которое вы, возможно, знаете, или про себя напойте любимую песню. Когда получите условие теста на руки, не бросайтесь на него, «сломя голову». Сначала сделайте на черновике таблицу с ответами, которую вы будете заполнять по мере решения задач. Так вы уменьшите риск неверно записать ответы в бланк.

Не выискивайте сразу сложные задачи с мыслью «Я как раз не знаю, как такое решать!». Найдите те задания, которые вы точно решите, выполните их и похвалите себя. Не забудьте заодно представить себе недовольную противную физиономию своего репетитора. Вспомните все «ласковые» слова, которые вы слышали от него и ещё рискуете услышать, когда станут известны результаты ЦЭ/ЦТ.

Не обращайте внимания на других абитуриентов. Вы сами за себя, они тоже. Не переживайте из-за того, что многие абитуриенты начнут сдавать тесты раньше вас. Эти абитуриенты сдают бланки раньше вас не потому, что фантастически подготовились к экзаменам и быстро всё решили, а потому, что наоборот мало что знают и поэтому быстро решили всего лишь пару задач, а остальные ответы постарались угадать. Не отвлекайтесь, это не ваше дело! Помните, что если в день теста ваши учителя или репетиторы увидят вас в городе раньше времени окончания теста, вам очень не повезёт! Вы должны использовать все время, отведенное на тест!!! Боритесь, сдаться вы всегда успеете!

Не забудьте взять с собой питьевую негазированную воду в небольшой прозрачной пластмассовой бутылке (0,5 л). Снимите заранее с бутылки этикетки, так как организаторы могут посчитать, что на них написаны шпаргалки. В аудитории всегда есть питьевая вода и одноразовая посуда, но их может и не хватить. Организаторы тестирования могут запретить вам входить в аудиторию с бутылкой или попросят поставить её на общий стол. Если это произойдёт, не обижайтесь, а просто выполните их требования.

Ни в коем случае не кладите в карман мобильный телефон, даже в отключенном состоянии. Из аудитории выгоняют даже в момент, когда абитуриент одной рукой сдаёт бланк, а второй рукой рефлекторно лезет за телефоном.

Не берите на тест шпаргалки. Случайно опустите руку в карман и… Вы уже за дверью. Никто не будет вам делать замечания и грозить пальцем, преподаватели просто заберут ваш бланк, не вступая в переговоры.

Если вам не хватит черновиков, обратитесь к преподавателю в аудитории.

В туалет вас обязаны выпустить (под контролем). Не ведитесь на предложение закончить работу и только после этого идти в туалет. Терпеть и хорошо решать затруднительно.

В любом случае помните, что вся система ЦЭ/ЦТ создана для вас, вы ее главные действующие лица, у вас есть права (например, вас не имеют права отвлекать от написания теста). Помните, что за редчайшим исключением преподаватели в аудитории – вполне дружелюбные по отношению к вам люди, не настроенные на то, чтобы создавать вам лишние проблемы. Соблюдайте правила написания теста – и никто не станет вам мешать.

Помните, что конфликт проще предупредить, чем нейтрализовать! Если вы будете спокойно решать тест, не отвлекая других абитуриентов и преподавателей и не досаждая им, то ни один преподаватель не станет создавать конфликтную ситуацию. Ведите себя спокойно и уверенно.

Не спешите сдавать работу. Если у вас осталось время, проверьте еще раз решения. Даже если в части А вы получили ответ, который есть среди вариантов ответа, он необязательно верный, самые типичные ошибки составители тестов учитывают. Если задача не решается, пропустите её и идите дальше, вернётесь к этой задаче потом.

Внимание! В очень редких случаях условие задачи может быть плохо напечатано или может быть два одинаковых ответа. Также условие задачи может быть некорректным. Не заводитесь по этому поводу, не лезьте с вопросами к преподавателю – только потеряете время. Эту ситуацию как-нибудь разрулят без вас. Пропустите эту задачу, вернетесь к ней позже, когда всё станет на свои места. Если же в аудитории никто, кроме вас, не заметил проблемы, то обратитесь к преподавателю, когда вы прорешаете основную часть теста. Преподавателем в аудитории на тест по математике или физике назначается филолог или историк и наоборот. Ответить на ваш вопрос по предмету он не имеет права, да и не сможет. Поэтому зафиксируйте проблему в протоколе о проведении экзамена. Если вы правы, то вам зачтут решение этой задачи. Но подчеркнём ещё раз, не переживайте по этому поводу. Одно задание не окажет существенного влияния на результат тестирования. А вот неадекватная реакция на эту проблему может помешать вам решить остальные задачи.

Аналогично поступайте и в случае возникновения каких-то других нестандартных ситуаций. Вы пришли сдавать экзамен, а не выяснять отношения с кем бы то ни было, поэтому сосредоточьтесь только на этой цели!

Начните заполнять бланк ответов не позже, чем за 30 минут до окончания теста, вне зависимости от того, все ли задачи вы успели решить. В спешке можно сделать глупые ошибки. Если время останется, то «добейте» самые сложные задачи.

Если тест сложный, не паникуйте, в нем обязательно найдутся простые задачи. Кроме того, он одина-ково сложен для всех.

Из рассказов наших учеников после тестирования.

  • Я не помнила, как решать A5, оставила на потом и забыла. А, когда заполняла бланк, сбилась на одну клетку, то есть ответ к A6 заполнила в A5, ответ к А7 заполнила в А6 и так далее. Опомнилась только к части B…
  • Рассказ ученика, который по всем тестам должен был набрать от 90 100 баллов. - Когда я делал середину части B теста по русскому языку, ручка перестала писать. Я достал другую. Именно этой ручкой я заполнял потом бланки ЦТ по математике и физике. Результаты по математике и физике были в районе 45, а по русскому 76, а минусы в бланке начинались с середины части B. У мо-ей мамы на работе есть хороший сканер, распознающий метки. Этот сканер с трудом распознал значки, которые я делал этой ручкой. Очень печальная история, которую рассказал ученик после ЦТ по математике.
  • - Когда до конца теста оставалось минут 40, я остался в аудитории один. За 30 минут и за 15 минут до конца теста должны были предупредить, сколько времени осталось, но не предупредили, по крайней мере, я не слышал. Предупредили за 5 минут, когда я заканчивал решение B12. Да, я читал вашу ин-струкцию, что бланк надо заполнить за полчаса до окончания теста, а потом доделывать задачи, кото-рые у меня не получились, но думал, что успею. Дорешал B12, а он уже надо мной стоит и каждые 10 секунд повторяет: «Сдавай, сдавай». Потом локоть на бланк положил: «Всё, неси на стол!» Я просил, умолял, он: «Кому сейчас легко?» А я успел до A15 заполнить, еще 4 клетки заполнил на ходу, пока нёс сдавать.
  • - До конца теста по математике оставалось 15 минут, и я подумал, что за калькулятор наказывать не будут. Я даже сразу не понял, что произошло: кто-то тихо подошёл и забрал бланк, который был уже почти заполнен. Мне вообще ничего не сказали. Потом я понял, что моя работа проверяться не будет.
  • - Телефон я перед тестом выключил, но зазвонил будильник, который у меня стоял на 12 часов дня. Я же не знал, что будильник звонит даже в выключенном телефоне… С сентября иду работать и прихожу к вам заниматься на повторный курс.
  • - Одной рукой я сдавал работу члену комиссии, а другой полез в карман за отключенным телефоном… Работу не взяли.
  • - Парень, который сидел рядом, по ошибке заполнял не свой бланк, а мой. Что-то я смогла переправить с помощью «отмены меток», что-то он не успел заполнить. Но, в целом, ничего сделать было нельзя, комиссия не стала со мной разговаривать.

Рекомендации по отдельным предметам